Всем известно, что взыскатель, прежде чем прибегнуть к помощи арбитра для разрешения спорной ситуации, обязан в некоторых случаях направить ответчику досудебную претензию. Но обязан ли контрагент направить ему ответ? Какие сроки для этого установлены и как правильно составить указанный документ? На все вопросы ответим в статье.
Над статьей работали:
Автор: Лилия Новикова; редактор: Бурцева Алла
Содержание
- Нужен ли ответ на претензию
- Срок ответа на претензию по закону
- Чем грозит просрочка ответа на претензию
- Порядок ответа на претензию
- Образец ответа на претензию
- Срок рассмотрения ответа на претензию
Нужен ли ответ на претензию
Для некоторых ситуаций законодательством установлен претензионный порядок, несоблюдение которого может стать основанием для оставления искового заявления без рассмотрения (п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18).
В частности он является обязательным, например, при разрешении следующих споров (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18):
• об изменении или расторжении договора (ч. 2 ст. 452 ГК РФ);
• о согласовании условий государственного (муниципального) контракта (ч. 4 ст. 529 ГК РФ);
• о досрочном расторжении договора аренды (ст. 619 ГК РФ);
• об изменении или расторжении соглашения об уплате алиментов (ч. 4 ст. 101 СК РФ);
• вытекающих из договора о перевозке груза автомобильным и морским транспортом и прочие (ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ, ч. 1 ст. 403 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации).
Но что же говорит закон об обязанности противной стороны по направлению ответа на претензию? В общем случае ответчик имеет право не отвечать на письменное заявление кредитора.
Указанная обязанность предусмотрена только для небольшого количества случаев. Так, страховая компания обязана направить потерпевшему мотивированный отказ в страховом возмещении в течение 20 (в некоторых случаях 30) календарных дней. Нарушение указанного срока повлечет для страховщика последствия в виде финансовой санкции (ч. 21 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ).
Также для альтернативного обязательства установлено, что должник может потребовать от кредитора указать на конкретный способ исполнения условий договора. Обязанность кредитора направить ему ответ на указанное требование законодательством не установлена, однако отсутствие ответа может иметь последствия. Так, должник вправе будет самостоятельно сделать выбор в пользу одного из способов исполнения договора, и при этом не будет считаться просрочившим. То есть кредитор в указанной ситуации будет лишен права выбора и не сможет взыскать с контрагента санкции за несвоевременное выполнение обязательств по соглашению (п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54).
В то же время, направив ответ, лицо может заявить о несогласии с претензией, привести свои доводы и, возможно, это поможет разрешить конфликт без судебного разбирательства. Поэтому, несмотря на отсутствие нормативно установленного требования, направить ответ на претензию все же стоит.
Срок ответа на претензию по закону
В общем случае срок для направления ответа на претензию, должен быть согласован сторонами правоотношений в договоре.
Также он может быть закреплен процессуальным законодательством, а именно Арбитражный процессуальный кодекс РФ устанавливает, что обратиться в суд для разрешения спора по задолженности контрагента, истец может только по истечении 30 календарный дней с момента направления оппоненту письменного требования. Из чего можно сделать вывод, что именно такой период времени отведен должнику на представление ответа на претензию (ч. 5 ст. 4 АПК РФ).
В некоторых Федеральных законах также можно найти нормы, закрепляющие конкретные сроки направления ответа на претензию контрагента. Например:
• 30 дней отведено перевозчику и оператору связи на направление ответа (ч. 1 ст. 163 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, ч. 7 ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ);
• 10 дней дано лицу для направления ответа на требование потребителя, в том числе касательно разногласий со страховой компанией относительно выплат по ОСАГО. Такой же срок установлен для рассмотрения требований туриста о качестве туристического продукта (ст. 22, ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1, ч. 1 ст.16.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ, ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ);
• в течение 5 дней нужно ответить на претензию по почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта (ст. 37 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ).
Кроме этого, сторона спора может указать срок направления ответа и в самой претензии.
Если же указаний на период нет ни в договоре, ни в претензии, то направить ответ следует в разумный срок. Указанное понятие весьма «расплывчато», поэтому при определении «разумности» рекомендуем руководствоваться сроком, установленным ч. 2 ст. 314 ГК РФ, а именно, направить ответ в течение 7 дней после получения требований контрагента.
Может случиться и такая ситуация, когда сроки направления ответа прописаны и в претензии, и в самом договоре. Сторона правоотношений, обязанная ответить на претензию, должна руководствоваться следующим из них:
• указанным в договоре, если условие сформулировано конкретно и установлен определенный период (например, ответ на претензию должен быть направлен в течение 20 дней);
• указанным в претензии, если договор предусматривает такую возможность и не содержит конкретно определенных сроков направления ответа.
Нужно учитывать, что в указанном случае, соглашение может ограничивать период направления контрагентом возражений, устанавливая минимальный и максимальный срок для направления ответа (например, срок ответа на претензию не может быть менее 15 дней и более 30 дней). В таком случае в требовании взыскатель может указать только период, который вписывается в установленные договором рамки.
Важно учитывать, что арбитр укажет на несогласованность условия о соблюдении сторонами гражданских правоотношений досудебного порядка урегулирования спора, если в договоре предусмотрена обязанность сторон соблюдать досудебный порядок, но при этом отсутствуют, в том числе и сроки направления ответа на претензию. На практике это означает, что истец не обязан соблюдать претензионный порядок и вправе сразу обратиться в суд с исковым заявлением (Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24.01.2023 N 88-1714/2023 по делу N 2-2160/2022, Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2016 N 20АП-3171/2016 по делу N А09-16681/2015).
Чем грозит просрочка ответа на претензию
В случае, когда обязанность соблюдения претензионного порядка закреплена нормативными актами или договором, лицо, нарушившее указанное требование, в том числе не ответившее на требование контрагента в установленный срок, обязано будет возместить все судебные расходы независимо от исхода дела (ч. 1 ст. 111 АПК РФ).
Неблагоприятное последствие может заключаться также и в том, что спор однозначно попадет на рассмотрение суда, так как не было предпринято попытки разрешить конфликт мирным путем, не прибегая к помощи арбитра. Как следствие, участники потеряют и время и деньги.
Порядок ответа на претензию
Начнем с того, что ответ на претензию должен быть составлен в письменном виде, некоторое законодательные акты прямо устанавливают такую обязанность (например, это касается экспедиторов (ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ)). Какой-либо утвержденной его формы не существует, поэтому оформить документ можно по своему усмотрению.
Позиция лица, отвечающего на требования кредитора, должна быть четко сформулирована и понятна оппоненту. Так, если вы согласны с требованием, например, по оплате поставленного ранее товара, то в подтверждение своего согласия с предъявленной претензией можно указать конкретный срок исполнения указанной обязанности или предложить альтернативное разрешение спорной ситуации.
Если же должник не признает предъявленные требования, то нужно привести обоснования и доводы, на которых основывается отказ.
Может случится и так, что лицо готово признать только часть требования кредитора. Об этом прямо должно быть указано в ответе. Так, в части претензии, которая по мнению должника, обоснована, он может указать сроки ее исполнения. Относительно остальных требований нужно выразить свое обоснованное несогласие.
Кроме этого, необходимо указать как реквизиты получателя корреспонденции, так и самого отправителя, чтобы они были легко идентифицируемы.
Также важно указать, что вы даете именно ответ на направленную ранее претензию (требование) контрагента, номер документа и дату его составления. Это поможет при возникновении спора доказать, что срок направления ответа был соблюден.
К сообщению контрагенту можно при необходимости приложить документы, которые обосновывают вашу позицию.
Далее, необходимо должным образом направить сообщение кредитору. В общем случае, нужно использовать тот адрес, который указан в ЕГРЮЛ (ЕГРИП). Если адресатом является гражданин, то направить ответ нужно по адресу его места жительства или пребывания (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18, п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25).
Договором может быть установлено, что с этой целью может быть использован адрес, который был указан в сторонами при его заключении. Использовать иные реквизиты можно только в том случае, когда отправитель точно знает, что прописанный в соглашении адрес больше не является действительным (п. 64 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25).
Кроме этого допустимо использовать адрес электронной почты при условии, что достоверно известно, что указный e-mail принадлежит самому кредитору или является служебной почтой его компетентного сотрудника. В указанном случае сообщение будет считаться доставленным адресату (п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25, Постановление Президиума ВАС РФ от 12.11.2013 N 18002/12 по делу N А47-7950/2011, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.04.2023 N Ф07-2494/2023 по делу N А56-62985/2021).
При этом доставленным сообщение будет считаться, если лицо намеренно не получает его (ч. 1 ст. 165.1 ГК РФ).
Договором также может быть установлен конкретный способ передачи ответа на претензию (почта, лично и так далее). В таком случае отступление от условий соглашения будет нарушением (п. 64 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25).
Если такого указания нет, то лицо может выбрать любой удобный для себя способ, позволяющий зафиксировать день отправки корреспонденции. Это может быть почтовое отправление с объявленной ценностью или же направление документа курьером.
Образец ответа на претензию
Рассмотрим Образец ответа на претензию.
Срок рассмотрения ответа на претензию
Законодательством не установлены конкретные сроки рассмотрения поступившего от контрагента ответа на направленную ранее претензию.
При этом нужно учитывать, что кредитор может передать свое требование на рассмотрение суда только после получения ответа оппонента или по истечении срока, отведенного для его представления.
Важно, что нарушение срока досудебного урегулирования спора, установленного как законом, так и договором, приведет к возвращению искового заявления на основании п. 1 части 1 ст. 135 ГПК РФ, п. 5 ч.1 ст. 129 АПК РФ (п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.09.2023 N Ф05-17342/2023 по делу N А40-90184/2023).
Вы можете оставить первый комментарий