Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Письмо ФНС России от 14.12.2021 № БС-4-11/17391@ «Об информировании налогоплательщиков о налоговых вычетах по налогу на доходы физических лиц, предусмотренных пунктом 1 статьи 219 и пунктом 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации»

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 14 декабря 2021 г. N БС-4-11/17391@

ОБ ИНФОРМИРОВАНИИ
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ О НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТАХ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ПУНКТОМ 1 СТАТЬИ 219
И ПУНКТОМ 1 СТАТЬИ 220 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральная налоговая служба в рамках исполнения положений Порядка установления, оценки и устранения причин возникновения споров в деятельности налоговых (регистрирующих) органов, утвержденного приказом ФНС России от 25.11.2020 N СД-7-9/848@, сообщает следующее.
Согласно сведениям, содержащимся в Информационном ресурсе «Налоговые споры», за первое полугодие 2021 года ФНС России выявлена причина возникновения споров (далее — ПВС): «Несогласие с правом на применение налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц (далее — НДФЛ), предусмотренных пунктом 1 статьи 219 и пунктом 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс)».
Представленные управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации материалы свидетельствуют о том, что жалобы налогоплательщиков обусловлены различным толкованием норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, регулирующих предоставление имущественных налоговых вычетов по НДФЛ при продаже и покупке объектов недвижимого имущества, а также при заявлении социальных налоговых вычетов по расходам на медицинские услуги и добровольное страхование жизни.
Несмотря на наличие судебной практики в пользу налоговых органов, разъяснений Минфина России и ФНС России по обозначенным вопросам, налогоплательщики обжалуют решения налоговых органов, которыми физическим лицам отказано в праве на указанные имущественные и социальные налоговые вычеты.
При таких обстоятельствах резко возрастает важность и значение информационно-разъяснительной работы территориальных налоговых органов.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 Кодекса, предусматривающим обязанность налоговых органов бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, с целью сокращения количества жалоб ФНС России поручает управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации, Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных N 2, Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 10 обеспечить:
1. Проведение информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками в соответствии с Порядком оказания услуги по бесплатному информированию налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц с использованием единого телефонного номера, утвержденным приказом ФНС России от 30.04.2015 N СА-7-17/180@, и Административным регламентом Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденным приказом ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@.
2. Проведение мероприятий по публичному информированию налогоплательщиков:
— размещение информационных материалов в информационном ресурсе «Информационные стенды» и, соответственно, в помещениях налоговых органов с учетом Порядка публичного информирования налогоплательщиков посредством размещения информационных материалов в помещениях для приема и обслуживания налогоплательщиков, утвержденного приказом ФНС России от 01.11.2021 N ЕД-7-19/944@;
— размещение информационных материалов на компьютерах общего доступа, расположенных в помещениях для приема и обслуживания налогоплательщиков, с учетом Порядка работы должностных лиц налоговых органов при организации и проведении мероприятий по публичному информированию, утвержденного приказом ФНС России от 19.02.2021 N ЕД-7-19/156@.
При этом следует обратить внимание на необходимость информирования налогоплательщиков по следующим вопросам.

1. В части порядка предоставления имущественных налоговых вычетов, установленных подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса:
— срок нахождения в собственности земельных участков, образованных в результате раздела, исчисляется с даты государственной регистрации права на них в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29.05.2019 N 1357-О, от 18.07.2017 N 1726-О, от 13.05.2014 N 1129-О; кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2018 N 48-КГ17-2; определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2016 N 53-КГ16-16);
— при продаже физическими лицами по одному договору купли-продажи объекта недвижимого имущества, находящегося в их общей долевой собственности, имущественный налоговый вычет в размере 1 000 000 рублей распределяется между собственниками пропорционально доле в праве собственности, а не в размере 1 000 000 рублей на каждого собственника (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.03.2008 N 5-П; письмо ФНС России от 25.07.2013 N ЕД-4-3/13578@);
— расходы на ремонт имущества не относятся к расходам, связанным с приобретением этого имущества, и не уменьшают доходы, полученные от его продажи (письмо Минфина России от 12.09.2019 N 03-04-05/70380);
— в случае расчетов между физическими лицами договор купли-продажи (акт приема-передачи объекта имущества (в частности, транспортного средства)), содержащий информацию о факте уплаты покупателем денежных средств по такому договору, может быть применим в качестве платежного документа, подтверждающего фактически произведенные покупателем расходы (письмо ФНС России от 21.04.2021 N БС-4-11/5473@).

2. В части порядка предоставления имущественных налоговых вычетов, установленных подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 Кодекса:
— при приобретении объектов недвижимого имущества у взаимозависимых лиц (супруги, родители, дети, братья, сестры, опекуны (попечители) и подопечные) имущественный налоговый вычет по НДФЛ не предоставляется (определения Верховного Суда Российской Федерации от 25.07.2017 N 18-КГ17-92, от 03.06.2015 N 38-КГ15-3; определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.10.2015 N 2538-О, пункт 5.1 письма ФНС России от 02.04.2020 N БВ-4-7/5648).

3. В части порядка предоставления социальных налоговых вычетов, установленных пунктом 1 статьи 219 Кодекса:

3.1. По расходам на медицинские услуги:
— налоговый вычет по расходам на лечение предоставляется налогоплательщикам за тот налоговый период, в котором произведены такие расходы (письмо Минфина России от 10.02.2020 N 03-04-09/8649);
— справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации должны содержать код услуги, оказанной медицинским учреждением (Инструкция по учету, хранению и заполнению справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации, утвержденная приказом Минздрава России и МНС России от 25.07.2001 N 289/БГ-3-04/256);

3.2. По расходам на добровольное страхование жизни:
— договор долгосрочного страхования жизни должен быть заключен на срок не менее 5 лет, а выгодоприобретателями по договору добровольного страхования жизни должны выступать только сам налогоплательщик либо члены его семьи и (или) близкие родственники, поименованные в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 Кодекса (письмо ФНС России от 05.02.2020 N БС-4-11/1800@).

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК

——————————————————————